Симонетта Веспуччи
Симонетта Веспуччи
(1453-1476)
В последних числах января 1475 года на площади Санта-Кроче во Флоренции на манер средневековых рыцарских турниров устраивалась традиционная джостра. В ней принимал участие брат правителя города Лоренцо Медичи – Джулиано, избравший дамой своего сердца красавицу Симонетту Веспуччи. Он выступил под знаменем, которое создал для него известный в то время во Флоренции художник Сандро Боттичелли. На нем была изображена Симонетта – в виде Афины Паллады, в белом платье, со щитом и копьем, с головой Медузы Горгоны в руках. Придворный поэт Полициано, прославляя влюбленных, сочинил в их честь поэму.
«В те времена, – сообщает биограф художников Возрождения Джорджо Вазари, – процветал Алессандро, прозванный по нашему обычаю Сандро ди Боттичелло». Прозвище, означающее «бочонок», Алессандро ди Марчано Филиппепи (настоящая фамилия Боттичелли), один из восьми детей в семье дубильщика кож, унаследовал от своего старшего брата. Сандро, пишет Вазари, прославился во Флоренции и за ее пределами. Именно этого мастера избрал Джулиано, чтобы запечатлеть на знамени образ своей возлюбленной. К сожалению, время не сохранило эту работу.
Алексей Гастев, написавший книгу о Леонардо да Винчи, упоминает и даму сердца Джулиано Медичи, награждая ее весьма нелестными эпитетами. «Симонетта Веспуччи, урожденная Каттанео, – пишет он, – имела плоскую, даже впалую грудь, а живот выдавался, как у беременной, и нос был велик, однако же, подчиняясь внушению Медичи, граждане Флоренции считали ее образцом красоты и прелести».
Симонетта была замужней женщиной – женой приятеля Джулиано, Марко Веспуччи, родной брат которого, Америго, дал имя Америке, открытой Христофором Колумбом.
Ничто как будто не предвещало трагических перемен. Состоятельные граждане Флоренции безудержно наслаждались жизнью; утонченный эстет и хитрый политик, меценат Лоренцо, прозванный Великолепным, блистал своей просвещенностью в кругу поэтов, философов и художников. И, обласканный власть предержащими за свой великий талант, писал бессмертные картины Сандро Боттичелли. Одна и та же фигура неизменно представала на этих полотнах: юная девушка в платье, затканном цветами, часто с венком на золотых волосах...
«Трепетная, струящаяся, то гибкая и плавная, то взволнованная, летящая, но всегда завораживающая своей грациозностью и изяществом линия Боттичелли, – восхищается искусствовед Ольга Немировская. – Она в «русалочьих», будто разметанных ласковым ветром прядях волос его Венеры, в мягких танцевальных движениях его граций, едва касающихся земли, будто парящих в воздухе. В изломе тканей, в складках одежды, то легко окутывающей стан, то стремительным потоком несущейся за нимфами. Знаменитый «боттичеллиев контур», в котором отразилась нежная, порывистая душа художника. Во всем, что создал его удивительный гений, будь то портреты, мифологические аллегории или образы задумчивых, грустных мадонн, живет поэтически тонкое, обостренное чувство красоты мира и женщины... В его лучших картинах гармонично слились идеальная красота и светлая, но глубокая печаль, любовь и вызванные ею тревоги...»
Прошел год после знаменитой джостры. Двадцатитрехлетняя Симонетта, обаянием и образованностью которой так восторгались современники, умерла от чахотки. «Многие оплакивали ее смерть, будучи в уверенности, что в таких людях отражается лик Божий и созерцающие подобную красоту коротким путем сообщаются с небом», – подчеркивает А. Гастев.
А еще через год, в тот же самый день – 26 апреля, прямо посреди церковной службы в храме от рук заговорщиков пал красавец Джулиано. Наемников поддержало семейство Веспуччи, враждебно относившееся к клану Медичи. Неожиданная смерть известных в городе молодых людей казалась мистической. Их судьба еще долго волновала флорентийцев, их недолгую, но такую яркую любовь без устали воспевали поэты…
В 1492 году Лоренцо Великолепный умер, и Флоренция оказалась перед угрозой вторжения французского короля Карла VIII. Преемник Лоренцо был изгнан из города. Мир, столь привычный для Боттичелли, рухнул. Настроение быстро проходящего счастья, недолговечности земных радостей отныне постоянно присутствовало в его картинах, а черты Симонетты и Джулиано снова и снова возникали на его полотнах.
...В разные годы Боттичелли создал четыре профильных изображения Симонетты. На одном из них – за строгим оконным проемом словно бы пустота, бездна. Симонетта одета просто, по-домашнему, ее прическа небрежна. Она перед лицом вечности... Такой представил себе художник прекрасную флорентийку в последние дни ее жизни. Ее лицо появилось и на картине «Мадонна с гранатом» (1487 г.). В 1490-м он снова написал Симонетту, но уже совсем другую – по-девичьи беспечную, в роскошном наряде, с нежным округлым овалом щек, с чуть припухлыми губами, готовую с радостью принять все земные наслаждения.
«Симонетта была настолько хороша собой, что Боттичелли пожелал запечатлеть красоту уже умершей к тому времени женщины в своей картине «Весна», – подчеркивает английский художник и писатель, превосходный знаток жизни и творчества великого флорентийца Эдмунд Швинглхурст.
Какой из портретов – изображение истинной Симонетты Веспуччи? На каком ее реальные черты, глаза, лоб, волосы? Это осталось тайной... Но Венера и Весна Боттичелли, его Флора, грации и мадонны напоминают Симонетту, какой она навсегда осталась в памяти художника.
Другие новости по теме:(1453-1476)
В последних числах января 1475 года на площади Санта-Кроче во Флоренции на манер средневековых рыцарских турниров устраивалась традиционная джостра. В ней принимал участие брат правителя города Лоренцо Медичи – Джулиано, избравший дамой своего сердца красавицу Симонетту Веспуччи. Он выступил под знаменем, которое создал для него известный в то время во Флоренции художник Сандро Боттичелли. На нем была изображена Симонетта – в виде Афины Паллады, в белом платье, со щитом и копьем, с головой Медузы Горгоны в руках. Придворный поэт Полициано, прославляя влюбленных, сочинил в их честь поэму.
«В те времена, – сообщает биограф художников Возрождения Джорджо Вазари, – процветал Алессандро, прозванный по нашему обычаю Сандро ди Боттичелло». Прозвище, означающее «бочонок», Алессандро ди Марчано Филиппепи (настоящая фамилия Боттичелли), один из восьми детей в семье дубильщика кож, унаследовал от своего старшего брата. Сандро, пишет Вазари, прославился во Флоренции и за ее пределами. Именно этого мастера избрал Джулиано, чтобы запечатлеть на знамени образ своей возлюбленной. К сожалению, время не сохранило эту работу.
Алексей Гастев, написавший книгу о Леонардо да Винчи, упоминает и даму сердца Джулиано Медичи, награждая ее весьма нелестными эпитетами. «Симонетта Веспуччи, урожденная Каттанео, – пишет он, – имела плоскую, даже впалую грудь, а живот выдавался, как у беременной, и нос был велик, однако же, подчиняясь внушению Медичи, граждане Флоренции считали ее образцом красоты и прелести».
Симонетта была замужней женщиной – женой приятеля Джулиано, Марко Веспуччи, родной брат которого, Америго, дал имя Америке, открытой Христофором Колумбом.
Ничто как будто не предвещало трагических перемен. Состоятельные граждане Флоренции безудержно наслаждались жизнью; утонченный эстет и хитрый политик, меценат Лоренцо, прозванный Великолепным, блистал своей просвещенностью в кругу поэтов, философов и художников. И, обласканный власть предержащими за свой великий талант, писал бессмертные картины Сандро Боттичелли. Одна и та же фигура неизменно представала на этих полотнах: юная девушка в платье, затканном цветами, часто с венком на золотых волосах...
«Трепетная, струящаяся, то гибкая и плавная, то взволнованная, летящая, но всегда завораживающая своей грациозностью и изяществом линия Боттичелли, – восхищается искусствовед Ольга Немировская. – Она в «русалочьих», будто разметанных ласковым ветром прядях волос его Венеры, в мягких танцевальных движениях его граций, едва касающихся земли, будто парящих в воздухе. В изломе тканей, в складках одежды, то легко окутывающей стан, то стремительным потоком несущейся за нимфами. Знаменитый «боттичеллиев контур», в котором отразилась нежная, порывистая душа художника. Во всем, что создал его удивительный гений, будь то портреты, мифологические аллегории или образы задумчивых, грустных мадонн, живет поэтически тонкое, обостренное чувство красоты мира и женщины... В его лучших картинах гармонично слились идеальная красота и светлая, но глубокая печаль, любовь и вызванные ею тревоги...»
Прошел год после знаменитой джостры. Двадцатитрехлетняя Симонетта, обаянием и образованностью которой так восторгались современники, умерла от чахотки. «Многие оплакивали ее смерть, будучи в уверенности, что в таких людях отражается лик Божий и созерцающие подобную красоту коротким путем сообщаются с небом», – подчеркивает А. Гастев.
А еще через год, в тот же самый день – 26 апреля, прямо посреди церковной службы в храме от рук заговорщиков пал красавец Джулиано. Наемников поддержало семейство Веспуччи, враждебно относившееся к клану Медичи. Неожиданная смерть известных в городе молодых людей казалась мистической. Их судьба еще долго волновала флорентийцев, их недолгую, но такую яркую любовь без устали воспевали поэты…
В 1492 году Лоренцо Великолепный умер, и Флоренция оказалась перед угрозой вторжения французского короля Карла VIII. Преемник Лоренцо был изгнан из города. Мир, столь привычный для Боттичелли, рухнул. Настроение быстро проходящего счастья, недолговечности земных радостей отныне постоянно присутствовало в его картинах, а черты Симонетты и Джулиано снова и снова возникали на его полотнах.
...В разные годы Боттичелли создал четыре профильных изображения Симонетты. На одном из них – за строгим оконным проемом словно бы пустота, бездна. Симонетта одета просто, по-домашнему, ее прическа небрежна. Она перед лицом вечности... Такой представил себе художник прекрасную флорентийку в последние дни ее жизни. Ее лицо появилось и на картине «Мадонна с гранатом» (1487 г.). В 1490-м он снова написал Симонетту, но уже совсем другую – по-девичьи беспечную, в роскошном наряде, с нежным округлым овалом щек, с чуть припухлыми губами, готовую с радостью принять все земные наслаждения.
«Симонетта была настолько хороша собой, что Боттичелли пожелал запечатлеть красоту уже умершей к тому времени женщины в своей картине «Весна», – подчеркивает английский художник и писатель, превосходный знаток жизни и творчества великого флорентийца Эдмунд Швинглхурст.
Какой из портретов – изображение истинной Симонетты Веспуччи? На каком ее реальные черты, глаза, лоб, волосы? Это осталось тайной... Но Венера и Весна Боттичелли, его Флора, грации и мадонны напоминают Симонетту, какой она навсегда осталась в памяти художника.