rosserial

Имя:
Пароль:
биография человека, история человека, история людей
Политики | Писатели | Ученые | Артисты | Военные | Спортсмены | Святые | Бизнесмены | Правители | Музы | Общественные деятели | Другие
напишите свой запрос:

Мона Лиза дель Джокондо

Мона Лиза дель ДжокондоМона Лиза дель Джокондо

(14??-15??)

Когда была завершена работа над одной из самых знаменитых картин мира, расстаться с творением рук своих ее автор – Леонардо да Винчи, так и не смог. Не одну тысячу экю предлагали за «Джоконду» герцоги и всесильные монархи, но художник был непреклонен. Только королю Франциску I он не смог отказать, поставив, правда, одно условие: «Портрет все равно ваш, и денег мне не надо... Только на время оставьте его у меня – до моей смерти...»

К этому времени той, что послужила моделью для самой загадочной картины всех времен и народов, в живых уже не было: умерла от лихорадки. Маргарита, сестра короля, поддержала мэтра в его странной просьбе: «Как же вы не видите, сир? Он до сих пор любит ее...»

Кем же была воспетая гениальной леонардовской кистью загадочная мадонна? Исследователи до сих пор ведут горячие споры о том, кого же на самом деле изобразил великий живописец.

Общепринятая версия такова. На портрете изображена неаполитанка из древнего рода, дочь некогда богатого вельможи Антонио Герардини, третья жена флорентийского гражданина Франческо дель Джокондо, мона Лиза. Изящная молодая женщина казалась мужу самым пристойным украшением в доме. Хотя, скорее всего, как подчеркивал Дмитрий Мережковский в своей книге «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)», «прелесть моны Лизы была для него менее понятной, чем достоинство новой породы сицилийских быков… Рассказывали, что замуж вышла она не по любви, а только по воле отца… Ходили также слухи, может быть, только сплетни, и о других ее страстных, упорных, но всегда безнадежных поклонниках. Впрочем, злые языки – а таких во Флоренции было немало – не могли сказать ничего дурного о Джоконде. Тихая, скромная, благочестивая, строго соблюдавшая обряды церкви, милосердная к бедным, была она доброю хозяйкою, верною женою и не столько мачехой для своей двенадцатилетней падчерицы Дианоры, сколько нежною матерью».

«Четыре года он писал Мону Лизу, – читаем в исследовании Игоря Долгополова, – и не закончил портрет. Так рассказывает Вазари. Леонардо встретил Джоконду на пороге своего пятидесятилетия. Начинался новый, XVI век. 1503 год. (Это предположительная дата создания «Джоконды».) ...Месяц за месяцем... художник приходил к желанию создать живой образ человека, придавая ему, вольно или невольно, много черт своего характера, передавая Джоконде свой взгляд на мир – мудрый, несколько иронический.
Многих исследователей поражает, почему купец дель Джокондо не заставил художника оставить ему портрет супруги; они считают это чуть ли не аргументом того, что художник изобразил не Джоконду. Мне представляется, что флорентийский негоциант был немало удивлен. Он не узнал в мудрой богине свою молодую милую жену. Слишком величав и торжественен показался ему портрет. С другой стороны, художник, вложив столько своего в этот образ, не мог расстаться с Джокондой и увез ее из Флоренции в дальнейшие скитания. Так портрет Джоконды попал вместе с автором во Францию. Король Франциск I, покровительствовавший Леонардо, после смерти Мастера приобрел портрет, и он в конце концов оказался в Лувре, став его гордостью».

Резонным представляется замечание ряда других авторов: хорошо, допустим, на портрете изображена мона Лиза ди Антонио Мария ди Нольдо Герардини, жена флорентийского гражданина Франческо дель Джокондо. Тогда почему голова синьоры увенчана траурной вдовьей вуалью? Хотя доподлинно известно, что Франческо окончил свой земной путь гораздо позже, нежели Леонардо.

Некоторые склонны отдать титул «Джоконды» неаполитанке Констанце д(Авалос. В качестве доказательства приводится известный сонет, в котором имена Мастера и синьоры Констанцы поставлены рядом. Раздаются голоса и в пользу других версий: в образе Джоконды запечатлена куртизанка Кремона, которая позировала Леонардо и для рисунков с обнаженной натуры; это портрет герцогини Франкавилль либо же Филиберты Савойской; есть и такие, кто считает, будто живописец написал саму... Пресвятую Деву Марию.

Американские исследователи выдвинули свою версию, согласно которой на полотне… изображен сам автор. С помощью компьютера ученые сделали сравнительный анализ «Джоконды» и автопортрета Леонардо. Сходство было поразительным! Правда, против этой гипотезы выступает один немаловажный факт – Леонардо не любил рисовать себя, как это делали многие художники Средневековья.

В последнее время многие ученые сходятся на том, что великий Мастер написал по памяти портрет своей усопшей матери, которую очень любил. Едва появившись на свет, Леонардо был разлучен с матерью-крестьянкой. Но когда мальчику исполнилось пять лет, он стал замечать: за ним часто наблюдает какая-то женщина. Через много лет да Винчи узнал, что красивая незнакомка, которую он столько раз видел, и есть его матушка. И на холсте изобразил печальную улыбку женщины, разлученной со своим сыном...

Возможно, это именно тот случай, когда «тайна сия велика есть». Впрочем, в полной мере слова эти можно отнести и ко всей жизни гениального итальянца. Он был хорош собою, высок, синеглаз. Любил все живое и прекрасное, но вместе с тем ходил на казни рисовать повешенных. Все карманные деньги мог отдать бесприютной уличной бродяжке, а сам потом неделями голодал. А на смертном одре сокрушался, что обидел Бога и людей, не успев выполнить своего предназначения в искусстве... Обожал красивую модную одежду, носил щегольские шляпы; дивно пел, играл на любом музыкальном инструменте, но всю жизнь стремился к уединению, сторонился женщин. Подвергался суду за якобы гомосексуальные наклонности и два месяца отбыл в тюрьме…

...Среди заметок Леонардо есть и такая запись, сделанная во время работы над «Джокондой»:

«Хороший художник должен уметь писать две главные вещи: человека и представление его души».

И так ли уж, если вдуматься, важно, кто на самом деле изображен на известном всему миру портрете? Главное, что они встретились – Мастер и мона Лиза. И непостижимая тайна этой встречи, освещенная неземной улыбкой Джоконды, волнует человечество вот уже без малого пять столетий.
Другие новости по теме:

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.