Кшесинская Матильда Феликсовна
Матильда Феликсовна Кшесинская
(1872-1971)
Имя балерины Матильды Кшесинской не без причин окружено атмосферой скандала. Любовница последнего русского царя в бытность его наследником и двух великих князей, эта женщина, несомненно, занимает место в ряду «роковых» героинь истории.
Подобно многим из них она отнюдь не была красавицей. Небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами, она смотрит с фотографий начала ХХ века живым и вызывающим взором, показывая в улыбке ровные белые зубы.
Директор императорских театров Владимир Теляковский, человек строгой нравственности, резко отзывался о Кшесинской в дневниках:
«Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата».
Особняк в стиле модерн, дача в Стрельне, превосходившая комфортом тамошний дворец, специальный поезд, подвозивший на эту дачу гостей в дни рождения хозяйки, грандиозные банкеты в лучших ресторанах... Все это охотно регистрировала газетная хроника Петербурга наряду с самоубийствами из-за голода, эпидемиями холеры и громкими процессами растратчиков.
Но несметное богатство и скандальный почет не заслоняли главного. Больше всего Кшесинская стремилась все-таки завоевать непререкаемое первенство в балете, которое постоянно ускользало из рук нетерпеливой примы.
Матильда Мария Кржесинская (так по паспорту) родилась 19 августа 1872 года. Она была самым младшим – тринадцатым – ребенком в семье «короля мазурки» Феликса Кшесинского и артистки кордебалета Юлии Деминской, в первом замужестве Леде. Феликс Иванович приехал в Россию из Варшавы в середине XIX века и остался здесь навсегда, до конца дней своих не расставаясь со сценой.
По преданию, прадед Матильды еще в молодости потерял состояние, графский титул и благородную фамилию Красинский: бежав во Францию от убийц, нанятых злодеем-дядей, мечтавшим завладеть титулом и богатством, утратив бумаги, удостоверявшие его имя, бывший граф пошел в актеры – и стал впоследствии одной из звезд польской оперы.
Феликс Кшесинский выступал и со старшей дочерью Юлией, солисткой кордебалета, и с младшей, Малечкой, как ее ласково называли близкие. Этот жизнелюб был хлебосольным, гостеприимным хозяином и замечательным кулинаром, но при этом обладал еще и огромным трудолюбием. Сын его Иосиф тоже стал прекрасным исполнителем характерных танцев, мастером балетной пантомимы. А Матильда, которую сразу после дебюта в апреле 1890 года критика назвала «первоклассной восходящей звездой», заняла со временем положение примадонны императорской сцены и прославила русский балет.
Восьми лет Малечка поступила в балетное училище приходящей ученицей. Она равнодушно вслушивалась в ленивые замечания своего педагога Льва Иванова – азы этой науки давно уже затвердила дома. Зато, перейдя в пятнадцать лет в класс Х. П. Иогансона, Малечка встретила в нем «не только выдающегося учителя, но поэта, художника, вдохновенного творца». Она продолжала заниматься с ним и после окончания училища, как и другие ученицы, «высоко ценя въедливые замечания» старого мастера. «Я в большой мере обязана ему своей карьерой», – признавалась она.
Малечка окончила школу экстерном и, как ее сестра еще семь лет назад, была зачислена в труппу Мариинского театра. Главные партии балетного репертуара тогда исполняли преимущественно итальянские гастролерши. Соперничество с ними стало целью многих выпускниц школы, в первую очередь Кшесинской. Но техника ее все же оставляла желать лучшего... Не расставаясь с Иогансоном, она начала брать уроки у Э. Чекетти. Результат не замедлил сказаться.
...В конце марта 1890 года в училище состоялся выпускной экзамен, на котором присутствовала вся царская семья. После спектакля Александр III спросил: «А где же Кшесинская?». И когда ее подвели к царю, Александр пожал ей руку и сказал: «Будьте украшением и славою нашего балета!» А на торжественном ужине после выпускного спектакля она сидела рядом с будущим наследником престола, двадцатидвухлетним цесаревичем Николаем. Потом она напишет:
«...он произвел на меня редко приятное впечатление, я чувствовала, что он мне не на шутку понравился, и не на один день...»; «Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу».
По некоторым свидетельствам современников, роман этот был тщательно спланирован придворными наставниками, стремившимися сделать из Николая не мальчика, но мужа, а для обольщения балерины наследнику выделили немалую сумму денег. Но главные герои искренностью своего отношения друг к другу заметно изменили ход игры, предполагавшей лишь забавный адюльтер.
Чувства, переполнявшие душу Малечки, не могли, конечно, не отразиться и на творчестве. Утверждая себя в первом самостоятельном, сложном по исполнению балете «Калькабрино» – последнем произведении Минкуса, увидевшем свет уже после смерти автора и поставленном Петипа, Кшесинская доказала, что русские танцовщицы могут в таком же совершенстве овладеть виртуозной техникой, как и итальянки. В январе 1893 года она дебютировала в партии Авроры в «Спящей красавице», впоследствии одном из коронных ее балетов. Сам П. И. Чайковский приходил за кулисы, чтобы лично поблагодарить ее. А в конце этого же года в Петербург приехала Пьерина Леньяни... Невероятными по количеству (32 оборота!) фуэте она сразу же поставила новый рекорд по части танцевальной техники и моментально покорила публику. Малечка, уже считавшая себя единственной претенденткой на место главной балерины Мариинки, вынуждена была начать свое первое серьезное соревнование.
Выступления Леньяни совпали по времени с помолвкой и свадьбой наследника, вскоре ставшего императором Николаем II. Кто-то постарался удалить Малечку из Петербурга – она уехала на гастроли в Монте-Карло, где брат и сестра Кшесинские имели оглушительный успех. Потом – столь же успешные гастроли в Варшаве вместе с отцом.
В мае 1896-го, для участия в коронационных торжествах, артисты Мариинки должны были соединиться в Москве с коллегами из Большого театра для репетиций парадного балета «Жемчужина» на музыку Дриго. Постановку осуществлял Петипа, главные партии исполняли Леньяни и Гердт. Выступление Кшесинской перед молодой императрицей сочли неуместным… Ей пришлось пустить в ход все свои связи, чтобы заставить дирекцию ввести ее в уже готовый балет.
В 1899 году для Кшесинской возобновили «Эсмеральду», ставшую лучшим балетом ее репертуара. «А ты любил?» – спросил ее Петипа, так и не выучивший русский. – «О да!» – «А ты страдал?» И он объяснил, что только испытав страдания любви, можно по-настоящему понять и исполнить роль Эсмеральды.
В 1900 году соревнование двух танцовщиц закончилось двумя короткими балетами Глазунова – «Испытанием Дамиса» и «Временами года». Условия поединка оказались неравными. Леньяни в своем роскошном, но совершенно неудобном для танца костюме, да вдобавок на каблуках, в самом начале была поставлена в неравные условия по сравнению с Матильдой. Кшесинская торжествовала победу: в коротком золотистом одеянии она легко и изящно «плела на пальцах кружева» в виртуозной вариации и красовалась в адажио – одном из шедевров Петипа. На следующий год контракт с итальянкой не был возобновлен, и Малечка стала хозяйкой петербургской балетной сцены.
Как отмечал один из рецензентов, «исполнив тридцать два фуэте, не сходя с места, буквально пригвожденная к точке опоры, она, ответив на поклоны, вновь выходила на середину сцены и откручивала – двадцать восемь фуэте».
В июне 1902 года у Матильды Феликсовны родился сын. Мальчика назвали Владимиром в честь отца великого князя Андрея, с которым у нее был роман.
Собственно, от кого из Романовых родился этот ребенок, неизвестно и по сию пору. Великий князь Сергей Михайлович, с которым балерина жила «официально», до конца жизни считал его своим сыном
Гастролируя в Вене в 1903 году, первой из русских артисток Кшесинская получила приглашение в Америку на очень выгодных условиях. Но отказалась – не хотелось надолго расставаться с маленьким сыном. Ей рукоплескали Варшава, Париж и Лондон, но всем другим сценам она предпочитала Мариинку, где выступала и в старых классических балетах, и в новых постановках Михаила Фокина.
Как и многие люди искусства, Кшесинская не осознавала границ своего таланта. Ей хотелось танцевать решительно все! Естественно, когда Фокин предложил ей выступить в своем первом балете, она охотно согласилась. Безнадежность этого союза обнаружилась тут же. Кшесинскую в спектакле затмила Анна Павлова, и балетмейстер именно ей передал партию, которую первоначально исполняла примадонна.
Оскорбленная Кшесинская ревниво следила за дальнейшими успехами Фокина. Она еще раз пыталась сотрудничать с ним, взяв другую партию, в которой между тем негде было блеснуть виртуозностью танца. За неделю до спектакля Матильда Феликсовна коварно отказалась от своего участия. И снова Павлова заменила ее, помешав сорвать спектакль... Знаменитая примадонна стала злейшим врагом Фокина.
Танцовщица уже вступала в свое пятое десятилетие. Официально она оставила службу, «согласно прошению, по домашним обстоятельствам, с 1 июня сего 1904 года». Но дирекция приглашала ее на отдельные балеты, уплачивая 500 рублей за спектакль, ей было присвоено звание заслуженной артистки. Она не помышляла об уходе и после двадцатилетнего юбилея. Даже упрямый Фокин сдался и выступил с ней в «Шопениане».
«Талант г-жи Кшесинской, ты словно несокрушимый мавзолей!» – восклицал рецензент в 1914-м.
Балерина принимала эти похвалы всерьез.
Неизвестно, сколько времени еще танцевала бы Кшесинская, если бы не революция... В пору Временного правительства ее личность еще интересовала газетчиков. Тот самый «Петроградский листок», который год назад «пел» дифирамбы могущественной балерине, теперь публиковал сенсационные разоблачения под заголовками: «16 пудов серебра из палаццо Кшесинской», «Шпионаж и балерина» и т. п.
В мае 1917-го Матильда Феликсовна последний раз выступила в России – на сцене консерватории, где когда-то сделала первые шаги к славе, танцевала перед солдатами и матросами. Она была свидетельницей разграбления собственного особняка и даже подала на большевиков в суд. Тот предписал незваным гостям освободить недвижимость владелицы в кратчайшие сроки, однако большевики из особняка так и не съехали...
Князь Сергей Михайлович погиб в Алапаевске вместе с другими Романовыми. Умирая в заброшенной шахте, он сжимал в руке маленький золотой медальон с портретом Матильды Феликсовны и надписью «Маля»...
19 февраля 1920-го Матильда Кшесинская навсегда покинула родину, отплыв в Константинополь на итальянском лайнере «Семирамида».
Через девять лет она дала первый урок в своей студии в Париже. Брать у нее уроки приезжали балетные звезды Англии и Франции Марго Фонтейн и Иветт Шовире. Постоянно поддерживая форму, Матильда Феликсовна в свои шестьдесят четыре года выступила в благотворительном концерте в лондонском «Ковент-Гардене», с триумфом исполнив «Русский танец». До конца жизни она оставалась русской и, узнав о вторжении фашистских войск в Россию, записала в своем дневнике: «Что будет с нашей несчастной родиной, что будет с нами!»
В октябре 1956 года ушел из жизни спутник ее жизни, великий князь Андрей. Сама Матильда Феликсовна умерла в Париже 6 декабря 1971 года, чуть-чуть не дожив до столетнего юбилея...
«Я любила и люблю мое искусство и не могу быть безразличной к тому, что касается русского балета, – писала девяностолетняя Кшесинская в одной из последних глав своей книги. – В 1958 году балетная труппа Большого театра приехала в Париж. Хотя я не хожу больше никуда, деля свое время между домом и танцевальной студией, где зарабатываю, чтобы жить, я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций…»
В начале 1996 года в особняке Кшесинской открылась постоянно действующая выставка, посвященная балерине, впервые был показан и фильм «Матильда», куда вошли несколько чудом сохранившихся кадров хроники, запечатлевших живую Малечку в 1914 году. И создание фильма, и открытие выставки были бы невозможны без деятельной помощи бизнесмена Константина Севернарда, правнучатого племянника первой звезды русского балета. Он считает себя прямым потомком Кшесинской: Севернард утверждает, что его бабушка, племянница балерины, на самом деле была ее дочерью от… Николая II, роман с которым у Кшесинской возобновился в 1910 году. Ни доказать, ни опровергнуть эти сведения пока не представляется возможным…
Другие новости по теме:(1872-1971)
Имя балерины Матильды Кшесинской не без причин окружено атмосферой скандала. Любовница последнего русского царя в бытность его наследником и двух великих князей, эта женщина, несомненно, занимает место в ряду «роковых» героинь истории.
Подобно многим из них она отнюдь не была красавицей. Небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами, она смотрит с фотографий начала ХХ века живым и вызывающим взором, показывая в улыбке ровные белые зубы.
Директор императорских театров Владимир Теляковский, человек строгой нравственности, резко отзывался о Кшесинской в дневниках:
«Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата».
Особняк в стиле модерн, дача в Стрельне, превосходившая комфортом тамошний дворец, специальный поезд, подвозивший на эту дачу гостей в дни рождения хозяйки, грандиозные банкеты в лучших ресторанах... Все это охотно регистрировала газетная хроника Петербурга наряду с самоубийствами из-за голода, эпидемиями холеры и громкими процессами растратчиков.
Но несметное богатство и скандальный почет не заслоняли главного. Больше всего Кшесинская стремилась все-таки завоевать непререкаемое первенство в балете, которое постоянно ускользало из рук нетерпеливой примы.
Матильда Мария Кржесинская (так по паспорту) родилась 19 августа 1872 года. Она была самым младшим – тринадцатым – ребенком в семье «короля мазурки» Феликса Кшесинского и артистки кордебалета Юлии Деминской, в первом замужестве Леде. Феликс Иванович приехал в Россию из Варшавы в середине XIX века и остался здесь навсегда, до конца дней своих не расставаясь со сценой.
По преданию, прадед Матильды еще в молодости потерял состояние, графский титул и благородную фамилию Красинский: бежав во Францию от убийц, нанятых злодеем-дядей, мечтавшим завладеть титулом и богатством, утратив бумаги, удостоверявшие его имя, бывший граф пошел в актеры – и стал впоследствии одной из звезд польской оперы.
Феликс Кшесинский выступал и со старшей дочерью Юлией, солисткой кордебалета, и с младшей, Малечкой, как ее ласково называли близкие. Этот жизнелюб был хлебосольным, гостеприимным хозяином и замечательным кулинаром, но при этом обладал еще и огромным трудолюбием. Сын его Иосиф тоже стал прекрасным исполнителем характерных танцев, мастером балетной пантомимы. А Матильда, которую сразу после дебюта в апреле 1890 года критика назвала «первоклассной восходящей звездой», заняла со временем положение примадонны императорской сцены и прославила русский балет.
Восьми лет Малечка поступила в балетное училище приходящей ученицей. Она равнодушно вслушивалась в ленивые замечания своего педагога Льва Иванова – азы этой науки давно уже затвердила дома. Зато, перейдя в пятнадцать лет в класс Х. П. Иогансона, Малечка встретила в нем «не только выдающегося учителя, но поэта, художника, вдохновенного творца». Она продолжала заниматься с ним и после окончания училища, как и другие ученицы, «высоко ценя въедливые замечания» старого мастера. «Я в большой мере обязана ему своей карьерой», – признавалась она.
Малечка окончила школу экстерном и, как ее сестра еще семь лет назад, была зачислена в труппу Мариинского театра. Главные партии балетного репертуара тогда исполняли преимущественно итальянские гастролерши. Соперничество с ними стало целью многих выпускниц школы, в первую очередь Кшесинской. Но техника ее все же оставляла желать лучшего... Не расставаясь с Иогансоном, она начала брать уроки у Э. Чекетти. Результат не замедлил сказаться.
...В конце марта 1890 года в училище состоялся выпускной экзамен, на котором присутствовала вся царская семья. После спектакля Александр III спросил: «А где же Кшесинская?». И когда ее подвели к царю, Александр пожал ей руку и сказал: «Будьте украшением и славою нашего балета!» А на торжественном ужине после выпускного спектакля она сидела рядом с будущим наследником престола, двадцатидвухлетним цесаревичем Николаем. Потом она напишет:
«...он произвел на меня редко приятное впечатление, я чувствовала, что он мне не на шутку понравился, и не на один день...»; «Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу».
По некоторым свидетельствам современников, роман этот был тщательно спланирован придворными наставниками, стремившимися сделать из Николая не мальчика, но мужа, а для обольщения балерины наследнику выделили немалую сумму денег. Но главные герои искренностью своего отношения друг к другу заметно изменили ход игры, предполагавшей лишь забавный адюльтер.
Чувства, переполнявшие душу Малечки, не могли, конечно, не отразиться и на творчестве. Утверждая себя в первом самостоятельном, сложном по исполнению балете «Калькабрино» – последнем произведении Минкуса, увидевшем свет уже после смерти автора и поставленном Петипа, Кшесинская доказала, что русские танцовщицы могут в таком же совершенстве овладеть виртуозной техникой, как и итальянки. В январе 1893 года она дебютировала в партии Авроры в «Спящей красавице», впоследствии одном из коронных ее балетов. Сам П. И. Чайковский приходил за кулисы, чтобы лично поблагодарить ее. А в конце этого же года в Петербург приехала Пьерина Леньяни... Невероятными по количеству (32 оборота!) фуэте она сразу же поставила новый рекорд по части танцевальной техники и моментально покорила публику. Малечка, уже считавшая себя единственной претенденткой на место главной балерины Мариинки, вынуждена была начать свое первое серьезное соревнование.
Выступления Леньяни совпали по времени с помолвкой и свадьбой наследника, вскоре ставшего императором Николаем II. Кто-то постарался удалить Малечку из Петербурга – она уехала на гастроли в Монте-Карло, где брат и сестра Кшесинские имели оглушительный успех. Потом – столь же успешные гастроли в Варшаве вместе с отцом.
В мае 1896-го, для участия в коронационных торжествах, артисты Мариинки должны были соединиться в Москве с коллегами из Большого театра для репетиций парадного балета «Жемчужина» на музыку Дриго. Постановку осуществлял Петипа, главные партии исполняли Леньяни и Гердт. Выступление Кшесинской перед молодой императрицей сочли неуместным… Ей пришлось пустить в ход все свои связи, чтобы заставить дирекцию ввести ее в уже готовый балет.
В 1899 году для Кшесинской возобновили «Эсмеральду», ставшую лучшим балетом ее репертуара. «А ты любил?» – спросил ее Петипа, так и не выучивший русский. – «О да!» – «А ты страдал?» И он объяснил, что только испытав страдания любви, можно по-настоящему понять и исполнить роль Эсмеральды.
В 1900 году соревнование двух танцовщиц закончилось двумя короткими балетами Глазунова – «Испытанием Дамиса» и «Временами года». Условия поединка оказались неравными. Леньяни в своем роскошном, но совершенно неудобном для танца костюме, да вдобавок на каблуках, в самом начале была поставлена в неравные условия по сравнению с Матильдой. Кшесинская торжествовала победу: в коротком золотистом одеянии она легко и изящно «плела на пальцах кружева» в виртуозной вариации и красовалась в адажио – одном из шедевров Петипа. На следующий год контракт с итальянкой не был возобновлен, и Малечка стала хозяйкой петербургской балетной сцены.
Как отмечал один из рецензентов, «исполнив тридцать два фуэте, не сходя с места, буквально пригвожденная к точке опоры, она, ответив на поклоны, вновь выходила на середину сцены и откручивала – двадцать восемь фуэте».
В июне 1902 года у Матильды Феликсовны родился сын. Мальчика назвали Владимиром в честь отца великого князя Андрея, с которым у нее был роман.
Собственно, от кого из Романовых родился этот ребенок, неизвестно и по сию пору. Великий князь Сергей Михайлович, с которым балерина жила «официально», до конца жизни считал его своим сыном
Гастролируя в Вене в 1903 году, первой из русских артисток Кшесинская получила приглашение в Америку на очень выгодных условиях. Но отказалась – не хотелось надолго расставаться с маленьким сыном. Ей рукоплескали Варшава, Париж и Лондон, но всем другим сценам она предпочитала Мариинку, где выступала и в старых классических балетах, и в новых постановках Михаила Фокина.
Как и многие люди искусства, Кшесинская не осознавала границ своего таланта. Ей хотелось танцевать решительно все! Естественно, когда Фокин предложил ей выступить в своем первом балете, она охотно согласилась. Безнадежность этого союза обнаружилась тут же. Кшесинскую в спектакле затмила Анна Павлова, и балетмейстер именно ей передал партию, которую первоначально исполняла примадонна.
Оскорбленная Кшесинская ревниво следила за дальнейшими успехами Фокина. Она еще раз пыталась сотрудничать с ним, взяв другую партию, в которой между тем негде было блеснуть виртуозностью танца. За неделю до спектакля Матильда Феликсовна коварно отказалась от своего участия. И снова Павлова заменила ее, помешав сорвать спектакль... Знаменитая примадонна стала злейшим врагом Фокина.
Танцовщица уже вступала в свое пятое десятилетие. Официально она оставила службу, «согласно прошению, по домашним обстоятельствам, с 1 июня сего 1904 года». Но дирекция приглашала ее на отдельные балеты, уплачивая 500 рублей за спектакль, ей было присвоено звание заслуженной артистки. Она не помышляла об уходе и после двадцатилетнего юбилея. Даже упрямый Фокин сдался и выступил с ней в «Шопениане».
«Талант г-жи Кшесинской, ты словно несокрушимый мавзолей!» – восклицал рецензент в 1914-м.
Балерина принимала эти похвалы всерьез.
Неизвестно, сколько времени еще танцевала бы Кшесинская, если бы не революция... В пору Временного правительства ее личность еще интересовала газетчиков. Тот самый «Петроградский листок», который год назад «пел» дифирамбы могущественной балерине, теперь публиковал сенсационные разоблачения под заголовками: «16 пудов серебра из палаццо Кшесинской», «Шпионаж и балерина» и т. п.
В мае 1917-го Матильда Феликсовна последний раз выступила в России – на сцене консерватории, где когда-то сделала первые шаги к славе, танцевала перед солдатами и матросами. Она была свидетельницей разграбления собственного особняка и даже подала на большевиков в суд. Тот предписал незваным гостям освободить недвижимость владелицы в кратчайшие сроки, однако большевики из особняка так и не съехали...
Князь Сергей Михайлович погиб в Алапаевске вместе с другими Романовыми. Умирая в заброшенной шахте, он сжимал в руке маленький золотой медальон с портретом Матильды Феликсовны и надписью «Маля»...
19 февраля 1920-го Матильда Кшесинская навсегда покинула родину, отплыв в Константинополь на итальянском лайнере «Семирамида».
Через девять лет она дала первый урок в своей студии в Париже. Брать у нее уроки приезжали балетные звезды Англии и Франции Марго Фонтейн и Иветт Шовире. Постоянно поддерживая форму, Матильда Феликсовна в свои шестьдесят четыре года выступила в благотворительном концерте в лондонском «Ковент-Гардене», с триумфом исполнив «Русский танец». До конца жизни она оставалась русской и, узнав о вторжении фашистских войск в Россию, записала в своем дневнике: «Что будет с нашей несчастной родиной, что будет с нами!»
В октябре 1956 года ушел из жизни спутник ее жизни, великий князь Андрей. Сама Матильда Феликсовна умерла в Париже 6 декабря 1971 года, чуть-чуть не дожив до столетнего юбилея...
«Я любила и люблю мое искусство и не могу быть безразличной к тому, что касается русского балета, – писала девяностолетняя Кшесинская в одной из последних глав своей книги. – В 1958 году балетная труппа Большого театра приехала в Париж. Хотя я не хожу больше никуда, деля свое время между домом и танцевальной студией, где зарабатываю, чтобы жить, я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций…»
В начале 1996 года в особняке Кшесинской открылась постоянно действующая выставка, посвященная балерине, впервые был показан и фильм «Матильда», куда вошли несколько чудом сохранившихся кадров хроники, запечатлевших живую Малечку в 1914 году. И создание фильма, и открытие выставки были бы невозможны без деятельной помощи бизнесмена Константина Севернарда, правнучатого племянника первой звезды русского балета. Он считает себя прямым потомком Кшесинской: Севернард утверждает, что его бабушка, племянница балерины, на самом деле была ее дочерью от… Николая II, роман с которым у Кшесинской возобновился в 1910 году. Ни доказать, ни опровергнуть эти сведения пока не представляется возможным…